В центре внимания школьного комсомола стояли вопросы коммунистического воспитания подрастающего поколения, повышения успеваемости учащихся, приобретения школьниками глубоких и прочных знаний, развития познавательных потребностей и интересов, стремления и умений самостоятельно приобретать знания и творчески применять их в жизни, на практике.
С целью расширения кругозора школьников и формирования у них интереса к овладению знаниями организовывались экскурсии в музеи, научные учреждения, лаборатории и кабинеты вузов, на предприятия и в природу, проводились читательские и теоретические конференции, лекции ученых и других специалистов, тематические утренники и вечера.
Основной способ влияния комсомольцев на товарищей — это личный пример, убеждение, принципиальная критика на собраниях и в стенной печати случаев нерадивого отношения к учебе, недостатков в поведении, а вместе с тем оказание товарищеской помощи нуждающимся в ней сверстникам или младшим школьникам.
Большой важности задачей школьной комсомольской организации является работа по профессиональной ориентации учащихся, оказание им помощи в выборе профессии. Вместе с учителями комитет комсомола информировал школьников о различных профессиях, прежде всего о тех, в которых нуждались предприятия ближайшего окружения. С этой целью проводились экскурсии и встречи с представителями данных профессий, обсуждение соответствующих кинофильмов и читательские конференции, диспуты и дискуссии. Широко обсуждались эти вопросы на комсомольских и ученических собраниях с приглашением на них комсомольцев с предприятий — молодых рабочих или колхозников, квалифицированных специалистов, родителей школьников.
Школьные комсомольские организации несли ответственность перед партией и комсомолом за воспитание Всесоюзной пионерской организации, объединяющей в своих рядах 25 миллионов детей и с гордостью носящей имя великого Ленина. Постановление ЦК КПСС, посвященное 50-летию пионерской организации, отмечает, что она является важным звеном в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения, активно способствуя воспитанию в каждом школьнике лучших черт советского гражданина.